«Педагогическая копилка» для педагогов и родителей.
Идеология воспитания
05 декабря [чт]
Идеология воспитания1. Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Речь не о политической идеологии типа «марксистско-ленинской или «буржуазной». Россия не может вновь позволить себе одностороннего взгляда на мир лишь через призму законов классовой борьбы и т.п. Ориентация не на «коммунистическую» и не «буржуазную», а на российскую идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее. 2. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития России. Исходными являются положения о том, что российское общество есть содружество людей, построенное на утверждении: - личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации; - общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития; - взаимоотношений личности и общества, основанных на согласовании интересов личных и общественных; - государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала. В основу развития российского общества должны быть положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, права, труда и неотчуждаемой собственности. Даже в катастрофической ситуации российское общество не должно терять человеческое лицо, а, наоборот, обретать его в процессе сознательной гуманизации всех основ жизни - особенно в сфере образования, духовного и нравственного воспитания. Необходима смена воспитательной парадигмы, суть которой состоит в выдвижении на первый план гуманистических идей и ориентиров взамен тоталитаристских установок. Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие: а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида; б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации; в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей; г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений; д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности; е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты. Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России. 3. Важным элементом новой идеологии воспитания выступает идея единства и возвышения России, своего российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего свои неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры. Эта идея составляет основу формирования национального самосознания молодого поколения. Россия - это своеобразный мир, идущий по самостоятельному историческому пути, исторически сложившееся объединение, тесная семья многих народностей и народов, национальностей и наций, на протяжении многих столетий сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных устремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым и единым устремлением в будущее. Россия - это сложная уникальная единая нация. Такова истина, которая сегодня должна жить и торжествовать. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.