«Педагогическая копилка» для педагогов и родителей.

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы)


Основной задачей дошкольного образования является социализация детей. Социализация может быть представлена как процесс освоения социального опыта, способов его получения и интеграции — сначала через взаимодействие с родителями, затем с ровесниками и обществом, при постоянном расширении и увеличении разнообразия этих социальных связей. 

Существует множество механизмов для стимулирования активности ребенка, его взаимодействия с окружающим миром, а также необходимых процессов саморазвития и социализации. Одним из таких механизмов является распределение детей в малые группы для игр и организации образовательного процесса.

Малая группа – вид социальных групп, с установленными нормами поведения, межличностными контактами, сопровождающийся специфическими эмоциональными отношениями и поведенческими нормами.

Дети при регулярном общении между собой могут спонтанно объединятся в группы для игр, общения, для обмена знаниями и впечатлениями.

В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт. Знания и умения, которые ребенок приобретает ему нужно применить на практике, и он реализует полученные знания в малой группе в среде ровесников.

Также педагог целенаправленно может объединить детей в группу для решения определенных педагогических задач, а также для проживания каждым ребенком приобретенного социального опыта.

В своей работе я регулярно использую деление детей на малые группы. Основными принципами деления являются:

· Взаимные симпатии детей;

· Характер занятия;

· Содержание занятия;

В малых группах дети учатся общаться, договариваться между собой, уступать друг другу, приобретают основные навыки общения и взаимодействия.

Дети средней группы уже достаточно социализованы, они хорошо разговаривают, имеют достаточный словарный запас для выражения своих желаний, знаний и игровых идей.

Для деления их на группы я применяю игровые методы, такие как:

· назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя их, например, красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

заранее изготовленные контуры знакомых детям предметов, разрезанные на части (3-4 части);  геометрические фигуры разных форм и цветов.

В течении одного занятия дети выполняют разные задания, не менее трех, и работают каждый раз в разных малых группах. Такой подход формирует дружный коллектив и создает необходимость общаться и положительно воспринимать каждого члена группы.

Деятельность дошкольников в малых группах самый естественный путь к возникновению у них слаженного взаимодействия, общительности, взаимопониманию. Дети учатся правилам общения, культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, развивается речь детей. Ребенок на практике учится понятно излагать свои мысли вместе с членами группы решать поставленную задачу.

Например, можно предложить детям игры на развитие умения сотрудничать.

Игра «Менялки».

Задачи такой игры: 1) научить слышать понимать и соблюдать правила игры, 2) развивать контроль над движениями и соединять движения с работой по схеме; 3) развивать ответственность за другого. Содержание игры – выбирается водящий и он задает задачу? : «Меняются местами те……( у кого есть красный цвет в одежде, у кого тапочки или кеды и т. д).

Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.

Игра «Магазин игрушек»

Задачи

• развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

• развивать умение работать с информацией через установление логических и причино-следственных связей, а также умозаключений.

• развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Описание игры

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда

—«покупатели», вторая

—«игрушки».

Каждый участник второй команды загадывает, какой игрушкой он будет, а затем принимает «застывшую позу», изображая расставленный в магазине товар.

Покупатель подходит к какой-либо «игрушке» и спрашивает:

«Кто ты?»

После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные

для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую им у показывают.

При организации работы детей в малых группах необходимо создавать доброжелательную обстановку на плодотворное общение и развитие коммуникативных навыков детей. В такой обстановке дети полнее раскрываются и реализуют свой познавательный потенциал. Воспитатель во время работы с малой группой выступает помощником, направляющим познавательный интерес детей.  

Главной задачей педагога в процессе формирования малых групп и проведения занятий с детьми является создание условий для свободного проявления желаний ребенка. Не нужно пытаться навязывать детям свое мнение и указывать, как правильно себя вести. Чтобы в группе соблюдался порядок необходимо изначально обговорить с детьми правила поведения, которые будут соблюдаться всеми, в том числе педагогом. Вместо того, чтобы одергивать детей указаниями: «Соблюдайте тишину», нужно просто объяснить, что громкое выкрики могут помешать другим детям заниматься. В таком случае ребенок уже с малых лет начнет приучаться уважать интересы других людей.

Работа в малых группах не всегда проходит безоблачно. Бывают и споры, и выкрики, и недовольство действиями других членов группы. Педагог помогает детям преодолеть эти трудности, мягко, спокойно проводя детей к общему решению, бережно относясь к внутреннему миру детей. Для профилактики конфликтных ситуаций в процессе работы в малых группах необходимо детям объяснять правила взаимодействия в группе.

· Выполняем задание сообща;

· Не мешаем другим (не отнимаем предметы, раздаточный материал);

· Выполнил сам, помоги другу;

· Затрудняешься, прими помощь;

· Принятие результата.

Дети привыкают соблюдать эти правила и конфликты прекращают возникать.

Полученные навыки безконфликтного общения в малых группах дети в дальнейшем используют их в самостоятельном общении. Они самостоятельно делятся на малые группы по интересам, по выбранной игре, по оговариваемым общим правилам и активно взаимодействуют.

 

31 марта 2021 в 21:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.