«Педагогическая копилка» для педагогов и родителей.

Воровство в дошкольном возрасте.

Что делать, если ребенок берет чужие вещи»

 Воровство – тайное присвоение чужого имущества. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Большую роль в данной ситуации играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. Причины детского воровства Причины воровства могут быть разнообразными. В любом конкретном случае - это дефицит чеголибо: родительской любви, признания среди сверстников, чувства защищенности в ситуации переживаемого стресса. Важно понять причину, чтобы помочь ребенку компенсировать имеющийся дефицит. В любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка. Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

· Ребенок 2-4-х лет. В этом возрасте еще не сформированы понятия «свое - чужое». Формирование этих понятий – задача родителей.

· Ребенок 4-6 лет. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству. Это возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились.

· Ребенок 6-7 лет. К этому возрасту обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам. Но у некоторых детей с формированием произвольного поведения возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на занятиях и внимательно слушать педагога. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу).

· Ребенок 8-11 лет (младший школьник) В этом возрасте воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу. Если представить себе психологический портрет ворующего ребенка – это, как правило, неуверенные в себе дети, которым необходима психологическая поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких людей. Среди мотивов, толкающих ребёнка на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной основы.

1. Реакция ребенка на травмирующие его жизненные обстоятельства. Нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание родителей.

 2.  Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни. Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит. М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается, как правило, эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями. 2. Ребенку просто «очень хочется». Сильное желание владеть чем-либо (чаще всего, каким-то предметом), с которым ребенок не в состоянии справиться. Он видит у сверстника новую игрушку, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твоё", "чужое" абстрактны и поэтому малодоступны. Дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может, берет тайно, прячет.

3. Кража из лучших побуждений. Желание сделать подарок кому-то из близких людей (обычно родителям). Ребенок может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит: другу, маме или папе, брату/сестре. Это желание оказывается существенно сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Моральные устои у детей в этом возрасте еще только начинают формироваться, а желания бывают очень сильными.

4. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. Часто бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что она может затмить страх наказания. Если у ребенка не складываются отношения со сверстниками: в детском саду, в школе, во дворе, – и ребенок, не умея сделать по-другому, может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал. В этом случае у родителей и педагогов с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно. Необходимо работать с причиной воровства, а причина здесь кроется в несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это малышу и нужно объяснить). Также стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

5. Желание наказать кого-либо или отомстить. Кража как месть. Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю. Желание отомстить или наказать может проявляться как во вредительстве ("Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил"), так и в стремлении доставить неприятности близким ("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене, пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется, как и в предыдущем случае, с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

6. Стресс и потеря самоконтроля. Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. У детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках. Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество, например, рождение второго ребенка в семье, снижение внимание к ребенку в связи с появлением маленького ребенка в семье. Ребенок испытывает стресс, который снижает самоконтроль.

7. Необходимость обладать знаковой вещью для самоутверждения (иметь вещь, как у всех ровесников).

8. Недостаточное развитие нравственных представлений и воли. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом, или родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

9. Вымогательство со стороны более старших детей. В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, воспитателям за помощью.

10. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру. Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство К основным ошибкам в воспитании, способным провоцировать детское воровство, можно отнести следующие:

· отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой – «закрывают глаза» на проступок: грозились наказать, но не наказали;

· несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

· «двойная мораль». Действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит»). Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа;

· ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи». Ребёнок растёт с мыслью «я самый лучший», он не учится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-ребёнка»;

· тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, в частности, кражи, но подбирая для этого «подходящий момент», когда на них не обращают внимания взрослые.

  Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания

10 апреля 2021 в 11:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.