«Педагогическая копилка» для педагогов и родителей.

Народная игрушка как средство нравственного воспитания.

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в воспитательно-образовательной работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Чаще всего народные игрушки используются для познавательного развития детей, украшения интерьера, обогащения предметной среды. На занятиях предметы народно-декоративной культуры предлагаются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности. В семьях сегодня народные игрушки по большей мере отсутствуют или присутствуют как элемент декора интерьера. Мамы и бабушки перестали шить и вязать, изготавливать кукол и делать для них одежду. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций). С помощью которых решается узкий спектр воспитательно-образовательных задач.

Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

Нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач для педагогов и родителей. В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, возникает явное противоречие между накопленным теоретическим материалом нравственного воспитания и сложившейся ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Проблема связана с поиском методов формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста.

Тысячелетиями воспитывали ребенка, вводили его в мир культуры народные игрушки. Игрушкам каждого народа свойственны свои педагогические, художественные и технические традиции. Но, как справедливо указывал один из первых отечественных исследователей детской игры Е.А. Покровский, игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума. Именно народная игрушка полна традициями национального русского искусства, приспособлена к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное исполнение». Формирование нравственных представлений – процесс целенаправленного и организованного овладения детьми общечеловеческими ценностями. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости. Применение народной игрушки помогает воспитать в ребенке необходимые нравственные качества.

3 октября 2021 в 11:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.