«Педагогическая копилка» для педагогов и родителей.

Как развить самостоятельность у детей раннего возраста

Если Вы хотите научить ребенка делать что-либо самостоятельно, наберитесь терпения и будьте готовы к тому, что этот навык развивается в несколько этапов. Сначала ребенок наблюдает за действиями взрослого, затем выступает в качестве помощника, потом действует сам, но с помощью взрослого, чуть позже действует самостоятельно, но нуждается в контроле (или напоминании), и только после этого ребенок действует абсолютно самостоятельно. Постарайтесь избегать гиперопеки: не нужно постоянно водить ребенка за руку, запрещать и делать что-то за него, не лишайте его возможности проявить инициативу. Если ребенок начал какое-либо дело, похвалите его, поддержите, скажите, что у него все получится и периодически спрашивайте, нужна ли ему Ваша помощь. Ребенку необходимо помогать только в том случае, если он действительно не может справиться с какой-то задачей самостоятельно.

Есть еще один эффективный прием формирования самостоятельности у ребенка — создать ситуацию выбора или иллюзию выбора: «Что сначала сделаем: порисуем или уберем игрушки?» Куда пойдем гулять: на детскую площадку или в сквер?», «Ты хочешь посмотреть, что внутри игрушки или ты хочешь ее сломать?» Ребенок чувствует свою значимость, так как Вы с ним советуетесь. Он учится думать и принимать ответственные решения.

Но родителям важно усвоить правило и принять его за аксиому: нельзя шутить — даже по-доброму — над результатами деятельности ребенка. Он еще не набрался достаточного опыта или ловкости, а вот огорчаться и обижаться уже умеет. Ребенок что-то сделал, а родитель раскритиковал его — ребенок растерян и расстроен. Он снова пытается что-то сделать, и опять взрослый не доволен им: недостаточно хорошо/ быстро/ красиво получилось. Так, постепенно ребенок привыкает к мысли, что он лишен права на ошибку. Впоследствии ребенок пребывает в подавленном состоянии. Ведь критические замечания, особенно если они звучат из уст родителей постоянно, очень ранят, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу. Будет лучше и для Вас, и ребенка, если его похвалить, поблагодарить и предложить свою помощь: «какой молодец! Спасибо тебе! Я вижу, что ты очень старался сделать для меня приятное!». Если заметили какой-либо недостаток, подбодрите ребенка: «Думаю, что тебе было трудно. Давай в следующий раз попробуем сделать это вместе!» или «Если хочешь, я покажу тебе более легкий способ, как сделать …». Ребенок и сам видит, что результат его самостоятельного труда далек от идеала, но он старался, а значит заслуживает уважения и признания. Кроме того, выполняя со взрослым «работу над ошибками», он учится не только правильно что-либо делать, но и ориентироваться на результат своей деятельности.

2 ноября 2023 в 20:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.