«Педагогическая копилка» для педагогов и родителей.

Формирование дружественных отношений у дошкольников

 Дружеские отношения дошкольников складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми.

Избирательность в отношениях детей друг к другу намечается очень рано. Уже в двухлетнем возрасте ребенок начинает выражать предпочтение к другим детям тем, что одному ребенку он разрешит взять себя за руку в хороводе, на празднике, а другому - нет.

В младшем дошкольном возрасте избирательные отношения достигают высшей сложности. Ребенок 3-4 лет легче поделится игрушкой, конфетой со сверстником, если он выражает ему симпатию. Эмоциональная напряженность и конфликтность значительно выше, чем во взрослой дружбе. Череда эмоций в дружбе может меняться в очень короткие сроки. Они быстро ссорятся, через короткий промежуток времени снова мирятся, быстро обижаются, конфликтуют .
Таким образом, младший дошкольный возраст характеризуется  избирательным отношением к сверстникам: с определенными детьми ребенок чаще играет, разговаривает, с большей охотой делится игрушками. Но в группе детей нет длительных дружеских объединений, объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

В среднем дошкольном возрасте у детей уже имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами.   У детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности. Дети могут мотивировать выбор друга, хотя подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты.

У детей старшего дошкольного возраста дружба происходит по-другому: посещая дошкольное учреждение, они объединяются в различные группы: при совместной игре, уборке территории или в игровой комнате, в процессе совместных дел на прогулке и т.д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое.

Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Старший дошкольник уже не назовет своим другом того, с кем играет в данную минуту. Он начинает руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. В дружбе старших дошкольников значительную роль играет моральные качества сверстника, общий интерес к определенной деятельности. Ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения.

28 февраля 2024 в 15:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.